SFINXS | ||||
Я думаю, что только человек (согласно некоторым буддийским мыслителям — также божества и асуры) способен порождать карму и быть, таким образом, ответственным за свои поступки: другие живые существа только пожинают плоды благих или дурных деяний, совершенных ими в предыдущих человеческих рождениях. Поэтому, например, животные некоторым образом страдают невинно, и в их страданиях повинен их человеческий кармический «предшественник». Здесь буддийская позиция в значительной степени сближается с рассуждениями о невинно страдающих бессловесных тварях старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». |
||||
Ли Као | ||||
Если не вдаваться в вопрос, кем порождаются кармические зависимости (что не имеет отношения к вопросу о предопределенности), главным становится то, почему они порождаются (напрямую связано с проблемой предопределенности). В этом смысле невинность твари бессловесной не являясь пороком, не становится и добродетелью. Страдания в буддизме это не эквивалент физических страданий, это скорее ментально-морально-чувственная (простите, что так закрутил, сам не понял что сказал, но мне нравится )неудовлетворенность собственным положением в этом мире. Федор Михайлович же имеет в виду именно страдания физические и душа у него болит за всё живое, то есть всё что движется и воспринимает боль. Буддизм же основанный на индусской традиции, принял и космологическую концепцию последнего, согласно которой абсолютно всё вокруг нас - живое))) И камень у дороги, и дерево у колодца, и коровка на лугу, и мы сами... и божества, и асуры... В этом смысле карма есть и у камня, и у божества... Можно спорить, равны ли две эти кармы. Но суть от этого не меняется, поскольку речь идет о предопределенности совершенно другого рода, чем скажем в христианской традиции. |
||||
Fantomas2005 | ||||
Все верно, мы живем по законам свободной воли.... Я вот свободную волю не отрицаю, даже люблю её. Но судьба - это отсутствие выбора - это некий фатум в контексте выбранного. Вот, например, некий финансист путем махинаций сделал себе состояние и в контексте сделал свободновольный выбор в пользу Дубаи, где решил купить себе квартиру. Но боинг, на котором он летел туда с семьей, разбился и его выбранное будущее и свободная воля оказались разбросаны на много километров на земле. Или другой случай - я на работе (сотрудник МЧС) провожу земляные работы, и НЕЧТО заставляет меня ни с того ни с сего отойти за рейкой - буквально через секунду на место где я стоял вываливается бетонная глыба в тонну весом. Я к чему все - судьба не подвластна нам, есть НЕЧТО, что управляет нами из нашего бессознательного. И в неизвестном для нас месте уже предрешено пора нам туда или рано. И так во всем, не только в смерти. Можно конечно, про карму что-нибудь наплести, но это пустое все... ...у древних греков СУДЬБУ боялись даже боги. |
||||
Ли Као | ||||
Так всё-таки Судьба или Карма? Кто или что мешал (-ло) нашему финансисту НЕ СЕСТь на этот самый самолёт? Фатум, его личный каприз или его выполненная в этой жизни миссия? Вопрос о разнице между греческой Судьбой и восточной Кармой, я задавал в другом месте. И таки он остался без ответа))) В принципе, греческий фатализм красив, в высоком смысле этого слова, но нежизненен. Мир слишком изменчив и постоянно обновляется. Он ну никак не вмещается в узкие рамки слепого отсутствия выбора. |
||||
Fantomas2005 | ||||
Тема называется - о предопределенности, Причины и следствия. Так вот, причины и следствия - это карма, а вот предопределенность уже чисто судьба, точнее сказать - фатум, придающий ей окраску неизбежнсти. Просто восточная философия включила фатум в контекст кармы, типа, удар из прежних воплощений. Я вот в метапсихоз не верю и наоборот карму включаю в контекст судьбы, причины и следствия ее ткань, котороую увековечивает рок - удар наносящийся не из прошлых воплощений, а из запредельного, возможно коллективного бессознательного, возможно из тонкого мира. Хоть мир и изменчив и постоянно обновляется, но он как был, так и остается вещью в себе и под логические рассуждения не подходит, так как в нем слишком много неизвестных. |
||||
Ли Као | ||||
В принципе это вопрос миро-воззрения. Сама по себе ПРЕД-определенность означает заранее определенную и жесткую структуру будущего. Вопрос в том, КЕМ, КАК и ПОЧЕМУ определенную. Без ответа на этот вопрос говорить о предопределенности бессмысленно. Но ответ этот уводит нас из сада восточных учений в лоно иудео-христианской традиции, или куда еще дальше... Кстати, именно такой мир становится довольно логичным и предсказуемым, с известным числом неизвестных... А вот учение о карме легко и даже изящно решает этот вопрос - каждый лично определяет свою карму и волен поступать, как ему заблагорассудится. Он сам здесь и причина, и следствие... |
||||
Бестя | ||||
разве возможна строгая структура будущего. Ведь даже человек не в силах понять и предопределить что будет через секунду... |
||||
Ли Као | ||||
Вот здесь видимо сложнее. У будущего на самом деле есть структура, хотя бы в цикличности определенных событий... Но насколько она ПРЕД-определена? ))) |
||||
алена 25 | ||||
Я не старший товарищ, но что-нибудь скажу!)) Я думаю, что предшествующее состояние ,безусловно, влияет на наше вхождение в настоящее. Но на каждой, бесконечно малой, границе перехода из прошлого в настоящее, в нас вливаются новые и новые причины. Поэтому следующий,будущий момент становиться непредсказуем. Причины, которыми мы обладаем в данный момент, сейчас же пополнятся новыми, приходящими из вне... И из всего этого выйдет Следствие. Поэтому, мне кажется, что не все Будущее предопределено Прошлым, а, только, предыдущий бесконечно малый момент определяет частично будущий бесконечно малый момент. Все выше сказаное, я думаю, относиться к движению субстанций, не обладающих Волей. А если Живое имеет Собственную возможность Делать и Выбирать, то не о какой предопределенности будущего прошлым не может быть речи. Если кто-то что-то понял...Я рада! |
||||
Ли Као | ||||
Невольно вспомнилось: "Есть только миг между прошлым и будущим..." Здесь и сейчас ты волен выбрать из всех возможностей, что тебе даны. Остается открытым только один вопрос, а сколько возможностей открыто здесь и сейчас? |
||||
zugan | ||||
интереснее кто и кому эти возможности открывает\закрывает. умные люди говорили,что карма,время,все остальное - порождения нашего сознания,а за сознанием чего такое,и откуда оно берется - кто-нить знает? |
||||
алена 25 | ||||
Ли Као, подсмеиваешься над глупой женщиной! мне теперь стыдно! Если бы не ты, другие бы не заметили |
||||
Fantomas2005 | ||||
Возможностей минимум две. |
||||
Бестя | ||||
Какие именно? |
||||
Fantomas2005 | ||||
Ну, вы буддисты люди просветлённые, сами догадаетесь :D |
||||
Бестя | ||||
Мне интересно ваше мнение, почему бы не удовлетворить мое любопытство, если рассматривать с точки зрения буддизма, то сколько человек столько и мнений. |
||||
Ли Као | ||||
Ну как я мог смеяться на Женщиной, да еще такой умницей? Если кто-то что-то и заметил, то это явно моё беспросветное невежество. Но на самом деле вопрос ведь и вправду стоит того, чтобы задуматься, а сколько возможностей есть у нас есть, если человек видит как правило только одну, но вторую - боится увидеть... Об остальных скромно умолчу))) Проблема в том, что все эти возможности действительно определяются нашими прошлыми поступками и помыслами, но проблема выбора - остается. ЗЫ. На самом деле, это хорошо показано у Фаулза в "Женщине французского лейтенаната", хотя там совершенно небуддийский подход. У романа целых три концовки, и все разные. Выбор того или иного действия пглавной героиней по ходу сюжета в определкенной точке романа приводил к другой концовке... Рекомендую. |
||||
вик11 | ||||
Уважаемые дамы и господа смысл буддисткой практики в том чтоб находиться здесь и сейчас и воспринимать все явления как сон вне зависимости от того хорошие они или плохие с этой точки зрегия говорить об предопределенности или свободе выбора бессмысленно ты или практикуеш и тогда нет разницы между тем что происходит или не происходит или не практикуеш и тогда все рассуждения бессмысленны так как являются интеллектуальной жевачкой которая по большому счету ничего не меняет | ||||
Ли Као | ||||
И то правда интеллектуальной жвачкой становится всё что не в состоянии прожевать слишком умные мозги... Практика разницы не знает. |
||||
zugan | ||||
практика -это весьма неплохо,но она может быть на разном уровне,а то человек практикует и практикует,а жизнь как била,так и бьет ключом или наоборот,пожевал человек интеллектуальную жвачку,порассуждал о природе весчей,да и начал прахтиковать что-либо для себя полезное а потом,какая-то такая джняна-марга существует если все управляется законом причины и следствия,законом воздаяния,тогда в буддизме предопределенность,наверное,все-таки есть |
||||
вик11 | ||||
Совершенно справедливо написанно дело лишь в том что мы предпочитаем говорить о вещах а не делать их что же касается причинно-следственной связи то на относительном уровне она существует а на абсолютном нет | ||||
SFINXS | ||||
СМЕЛО |
||||
вик11 | ||||
Именно так и есть | ||||
SFINXS | ||||
Вы всегда столь котегоричны? |
||||
вик11 | ||||
Поймите простую вещь-буддизм не набор абстрактых сверхдуховных идей а конкретный путь следуя по которому и используя конкретные методы Вы мнеяете свою жизнь-поэтому если в текстах говориться о том что есть относительный и абстрактный уровень-следовательно так и есть | ||||
Michaela | ||||
(gayatri @ 14.03.2006 - время: 21:12) (Khra @ 13.03.2006 - время: 20:19) Но ведь сила учения Будды не в том, что он показал страдание в карме, а в том, что он дал методы как уйти из цикла действия причины и следствия... Я размышлял об этом... Если рассуждать отвлеченно, все люди свободны выбрать учение Будды, но на практике, совокупность причин, обусловивших личность большинства ныне воплощенных людей (их карма), сильно затрудняет такой выбор. Иначе говоря, чтобы даже помыслить о некоторых вещах, нужно созреть для этого, и могут потребоваться многие жизни... Что касается первой части - буддизма - мне сложно судить, на сколько єта религия прогрессивна - но учитівая, что к концу своей жизни, Тесла сказал, что єто самая "правильная" религия - могу только уповать на его ГЕНИАЛЬНОСТЬ - гением он был - єто у него не отнять, хотя думаю, что от нем, как гениальной личности, мало кто знает. А что касается предопределенности - это не так! Каждый человек, с рождения получает полную свободу выбора, но тут есть одно НО - иногда эта свобода ограничивается грехами его близких - когда дети несут груз ответственности за деяния своих родителей... Но даже этот груз они могут нивелировать своими благими действиями и помыслами... |
||||
Michaela | ||||
(M-S @ 10.03.2006 - время: 02:29)Все существующее имеет причину. Состояние любого феномена определяется набором причин, которые привели его к этому состоянию. Если смотреть в корень - то да, вся цепочка наших деяний, мыслей и поступков предопределяет дальнейшую цепочку событий... |
||||
Michaela | ||||
(Khra @ 13.03.2006 - время: 21:19)Это не парадокс. Это поучения о Карме. Карма, или степень выбора, по моему глубокому убеждению, абсолютно не зависит от территориального расположения конкретной личности - тут не может быть ни пессимизма ни ни оптимизма. Да и карма и выбор - это антагонисты - карма, это предопределенность, не имеющая выбора... |
||||
Michaela | ||||
(Khra @ 15.03.2006 - время: 15:48) [QUOTE] Я размышлял об этом... Если рассуждать отвлеченно, все люди свободны выбрать учение Будды, но на практике, совокупность причин, обусловивших личность большинства ныне воплощенных людей (их карма), сильно затрудняет такой выбор. Иначе говоря, чтобы даже помыслить о некоторых вещах, нужно созреть для этого, и могут потребоваться многие жизни... Интересно, автор никогда не задавался вопросом, когда говорят, что какой то человек родился не в то время? Как к этому относится? Ведь многие гении были не признаны в свое время... Многих не признают и сегодня.... |
||||
Michaela | ||||
(M-S @ 17.03.2006 - время: 11:49)Меня в контексте обсуждаемой нами темы беспокоит, собственно, одна вещь - наличие хаоса, случайностей, спонтанности в нашей мире. Нет ни хаоса ни порядка - нет ни абсолютно черного ни абсолютно белого - есть баланс, есть разнообразие - и это будет продолжатся вечно, как сама жизнь... |